Юльхен ([info]julia_ostapenko) wrote,
@ 2006-02-13 11:33:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Намедни прочла шедевр. Без шуток, кавычек и авансов на будущее. Честное слово, я была просто поражена, что такие вещи ещё (уже?) появляются в наше время. Правда, не у нас, но, с другой стороны, подобные книги лишь в малой степени принадлежат нации, представитель которой их создал - их принято считать "золотым фондом мировой литературы".
Прошу, поверьте на слово, пафос оправдан.
Книга называется "Египтолог", автор - Артур Филлипс.

Без дураков, это - классика XXI века. Написанная по канонам века XIX, точнее, намеренно и чуть-чуть насмешливо стилизованная под эти каноны. По форме это роман в письмах, точнее, роман в документах, большую часть которых составляет односторонняя переписка: кто-то пишет кому-то, но не всегда получает ответ. Форма утомительно классическая, настолько, что поначалу даже скучноватая. Только забавляешься, как, должно быть, забавлялся и автор, балуясь формой-ретро.
Но это поначалу. И это - форма. Содержание же - такое - могло родиться только в больном XXI веке, даже не в XX, хотя именно на его первую половину приходится действие романа. Впрочем, время действия условно - автор просто был привязан к 1922 году как исторической дате, что не помешало ему наворотить там столько психопатологий, что Фрейд бы заплакал от радости. Хотя, нет… это я всё о своём, о мозгоедском, на самом же деле книга вовсе не о психопатологиях.
Точнее, не только (не столько?) о них. Это история безумного увлечения, которое одновременно и создаёт, и разрушает личность. Это история гениальной мистификации, охватывающей сразу несколько сфер жизни главного героя, и даже сразу несколько сфер его смерти. Это, конечно, история выдающейся шизофрении, представленной в лучших традициях психоанализа с полным букетом классической симптоматики, включая даже не раздвоение, а растроение личности. Это история о смерти и бессмертии - а может, наоборот, о бессмертии и смерти; о чужом бессмертии и собственной смерти, и о чужой смерти, переходящей в собственное бессмертие. Это издевательски-мудрая, как древнекитайские притчи, история о том, что правды нет, и что каждый, кто наделён разумом - лжец, а каждый правдоборец - дурак, но одновременно и наоборот. Это история об отсутствии истины - и о её сотворении, и о том, какой ценой оно даётся. Убил ли Ральф Трилипуш Пола Колдуэлла? Нет, хотя, с определённой точки зрения - да, несомненно. Существовал ли Атум-хаду, апоурифический (?) царь (?) Египта? Нет, конечно - но, с другой стороны, да. Книга не то чтобы не даёт ответов на множество своих загадок (как утверждает аннотация) - даёт, охотно даёт… но только это всегда несколько ответов на один и тот же вопрос, и все они противоречат друг другу, и все - верны. И, выныривая из романа (или ныряя, погружаясь, засыпая и просыпаясь в мутном разуме Атум-хаду), с непознаваемой раньше ясностью понимаешь, насколько же мало мы знаем, узнаем, способны узнать о том, что из себя представляет наша жизнь.
И если это - не гениальность, то я вообще не понимаю, что такое гениальность.

В послесловии Филлипс, привычно издеваясь, с очаровательной кокетливостью признаётся читателю, что ни черта не знает ни о Египте, ни о египтологии, и многословно прославляет своих виртуальных консультантов из Британского музея, терпеливо отвечавших на его "дурацкие вопросы". За что его, откровенно говоря, очень хочется придушить, потому что он с такой лёгкостью говорит - и делает - то, что недоступно простым смертным вроде меня… Ибо я совершенно не представляю, как с помощью посторонних консультаций можно создать иллюзию (?) абсолютной компетентности в освещаемом предмете, причём освещаемом на отнюдь не любительском уровне. Впрочем, гении - они гении во всём, включая и самообразование, но по тону Филлипса создаётся впечатление, что быть гением очень легко. И в этом он, в лучших своих традициях, снова нас обманывает. Хотя, с другой стороны, говорит чистую правду.
У меня голова уже кругом от этих сторон - той стороны, этой стороны, и везде недоложь, и везде почти истинная правда.
Я очень давно не читала таких огромных книг.
И, к слову, безумно радует (хотя, с другой стороны - ох уж мне эти другие стороны! - это же и безумно пугает), что эта достаточно сложная для неподготовленного восприятия книга у себя в США стала бестселлером. Это прекрасно характеризуем интеллект современного хомо сапиенса. Это кошмарно характеризует состояние психики современного хомо сапиенса. Ибо постигать непостижимость бытия на примере клинической шизофрении - это нехорошие игры. Зато восхитительная разминка для мозгов. Вот это - классика XXI века, как она есть. Это - сегодня живущий человек. Думающий, страстный, но измученный и больной. И в конце концов - страшно погибнет, но это будет его собственный выбор.



(Post a new comment)

Спасибо за наводку!
[info]russell_d_jones
2006-02-13 01:46 am UTC (link)
Не собираюсь начинать спор, просто интересно: а почему такое предвзятое отношение к американцам? Конечно, они создают впечатление "туповатых", и что самое забавное, про многих, если не про всех американских классиков (без кавычек) часто говорили, что они принадлежат скорее европейской литературе, чем американской. Но мне кажется, что в какой-то степени «заговор» критиков, противопоставляющих Америку и Европу. Корни-то одни, и на другой почве они дали поразительные плоды, начиная с Уитмена и заканчивая, ну, хотя бы Палаником.

(Reply to this) (Thread)

Re: Спасибо за наводку!
[info]jelounov
2006-02-13 03:11 am UTC (link)
Согласен. В массе они не слишком блещут интеллектом, но умных и творческих людей и в Штатах довольно много, уж во всяком случае не меньше чем у нас.

(Reply to this) (Parent)

Re: Спасибо за наводку!
[info]julia_ostapenko
2006-02-13 03:27 am UTC (link)
А где же тут предвзятость? Впрочем, отчасти да: я жертва стереотипов и довольно скептично отношусь к самому понятию "американская культура". Всё-таки это в последние десятилетия стало фактически синонимом "массовой культуры" в худшем смысле этого понятия, и появление такой книги у них вдвое удивительнее, чем, скажем, в Англии. С другой стороны, Филлпис-англичанин вряд ли мог бы быть настолько дерзким, как Филлипс-американец.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]russell_d_jones
2006-02-13 04:21 am UTC (link)
там хватает и режиссёров, и писателей, и актеров, и художников и много кого
очень интересная, самобытная культура - и то, что мы видим в голливудском ширпотребе похоже на настоящую Америку не больше, чем "медведи на улицах Москвы"
я не защитник и не противник, но дерзостью там отличаются многие, например, мой любимый Хеллер - "Видит бог", а уж тем более "Вообрази себе картину" - жду не дождусь, когда можно будет перечитывать...
чёрт, кажется, начинаю спорить
прошу прощения
... а "Египтолога" возьму на заметку

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]julia_ostapenko
2006-02-13 05:26 am UTC (link)
Хватает, конечно, но всё-таки они априори воспринимаются на качественно ином уровне, чем, скажем, их европейские коллеги. Хотя это, конечно, просто стереотип.
А спорить можно было бы, если бы я с вами была в корне несогласна. :) А я вот почти согласна. Особенно после этой книги.

(Reply to this) (Parent)


[info]red_viper
2006-02-13 03:00 am UTC (link)
Полностью с тобой согласен - книга действительно близка к понятию "гениальная". Я о ней в конце осени писал где-то в своем ЖЖ, но у тебя получилось гораздо более внятная рецензия. Редко бывает так, что атмосфера книги, ее аура, ее аромат сохраняются в памяти на протяжении долгого времени после того, как перевернута последняя страница... пожалуй, навскидку могу назвать только "Песнь льда и пламени" и "Египтолога". Отчасти из-за этого страшновато браться за первый роман Филлипса, "Прага". Тем более, что писатель Березин говорил мне, что "Египтолог" много лучше.

(Reply to this) (Thread)


[info]julia_ostapenko
2006-02-13 03:43 am UTC (link)
Я читала твою рецензию, и Майоровскую читала (правда, малость в неё не въехала - меня смутила фраза про то, что египтолог "находит подлинную гробницу своего двойника"). Кстати, эту книгу я прочла по совету моей подруги, которая сама египтолог, а книжку эту она нашла по наводке из твоего ЖЖ.
А другие его книги... не знаю, честно говоря. Верю, что они слабее - никто не может постоянн писать на таком уровне. Но вообще Филлипс может больше совсем ничего не писать, уже одного "Египтолога" достаточно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]red_viper
2006-02-13 03:47 am UTC (link)
Наверное... а согласись, странная ситуация - когда писатель сам понимает, что может уже больше ничего не писать, потому что повторить шедевр не получится... Харпер Ли "Убить пересмешника", например... Она, кажется, пыталась еще что-то потом написать, но безуспешно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]julia_ostapenko
2006-02-13 05:25 am UTC (link)
Угу, и Кен Кизи, и Бёрджесс, и Агота Кристоф. Много таких. С другой стороны, один автор - один шедевр... может, это и не очень честно, но в общем объяснимо.

(Reply to this) (Parent)


[info]angels_chinese
2006-02-13 11:09 pm UTC (link)
Интересное сравнение. Ли правда пыталась, но умерла раньше, чем дописала; зато про Аттикуса Финча знает вся Америка.

Я тоже боюсь брать в руки "Прагу", хотя не думаю, что Филлипс разочарует. Просто "Прага" - первый роман, и он, кажется, больше мейнстрим, а я как старый фэн (:Р) не доверяю мейнстриму настолько, чтобы. Юлия тоже права, "Е" было бы достаточно, однако Филлипс не останавливается на достигнутом. Для меня "Е" - на одном уровне с "Лотом 49" Пинчона и книгами Набокова. А вообще я рад, что все получилось так, хоть и случайно. Как бы случайно :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]julia_ostapenko
2006-02-14 12:54 am UTC (link)
Кстати, респект за перевод. Огромный такой респект.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]angels_chinese
2006-02-14 12:57 am UTC (link)
Спасибо, это уже дело прошлое.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]julia_ostapenko
2006-02-14 01:02 am UTC (link)
Так что же, прошлые дела не заслуживают респекта? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]angels_chinese
2006-02-14 01:03 am UTC (link)
Заслуживают, но мы, эсквайры, стараемся жить настоящим :)))

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…